Александр Макушин: «Портретная съёмка. Введение». Урок #1




Александр Макушин: «Портретная съёмка. Введение». Урок #1

Каждый фотограф, всерьез занимающийся этим видом творчества, может разделить свой творческий путь на два этапа: до и после осмысления того, что ты делаешь. Это же произошло и со мной. До 2015 года я занимался фото в рамках хобби, не особо интересуясь технологией процесса. Снимал прежде всего для себя и друзей без какой-либо цели зарабатывать этой профессией или приобрести известность. Но в конце 2015 года посетил мастер-класс одного известного на тот момент портретного фотографа, желая научиться чему-то новому, и навсегда изменил своё отношение к съёмке людей.  

Почему-то мне не приходила в голову мысль, что качественная фотография – это всегда такой небольшой проект с обдумыванием идеи, освещения, образа модели, времени съёмки... Мастер-класс очень многое в моей голове изменил и невольно заставил посмотреть на фотографию иначе. 

За это время прошёл "путь эволюции" от съёмки крупноплановых портретов  до продуманных концептуальных проектов. В 2016 году восхищался работами портретистов и их достижениями, а спустя время победы и призерства в мировых фотоконкурсах стали приходить и ко мне. Когда одна из работ и вовсе стала обложкой каталога фотоконкурса 35Awards, не мог в это поверить, ведь прошло всего 4 года, как занялся портретами всерьёз и впервые пришёл в фотостудию. 

При всём этом, я не могу назвать себя настоящим профессионалом. Эти годы я сочетаю деятельность фотографа с работой в интернет-маркетинге, ещё одной моей профессиональной любви. В одно время снимаю творческие и коммерческие проекты, в другое – помогаю развивать и продвигать местные бизнесы в своём регионе. Несмотря на то, что сейчас живу в Иванове, моя историческая родина – Чукотка, город Билибино.

Думаю, большинству читателей ресурса моя фамилия известна прежде всего по одноименному Ютуб-каналу, где я рассказываю про фотографию, делюсь интересными фишками обработки снимков и в деталях показываю процесс собственных съёмок. С одной стороны видеоблог мотивирует создавать и придумывать что-то интересное, с другой – позволяет делиться полезной информацией с такими же увлеченными фотографией людьми, как и я. Мне в 2016 году этого очень не хватало.  

Возможность заниматься различными видами деятельности не даёт поводов заскучать и превратить фотографию в рутину, от которой со временем перегорают многие профессионалы. Сегодня я могу снимать коммерческий проект, завтра устроить творческую съёмку, послезавтра записать на эту тему интересный ролик – так фотография становится органичной частью жизни в постоянном движении. Хотя основной жанр фотографии сейчас – это портретные съемки, в свободное время занимаюсь и пейзажами, съёмками архитектуры, ищу интересные ракурсы городской среды. Для меня фотография не имеет ограничений и остаётся тем делом, которое дарит только положительные эмоции и искреннюю радость. 


@
Александр Макушин. 2016 г.

Этот снимок я сделал в начале 2016 года после мастер-класса. Фактически, это первый портрет, который снял в фотостудии, и тогда для меня всё было в новинку. С него всё началось, но за прошедшие годы многое успело измениться.

 


Александр Макушин «Красный круг». 2020 г.

Работу создал в 2021 году и это кадр из фотосерии, посвященной супрематизму Казимира Малевича. Фотографии этой серии стали для меня знаковыми, так как они были отмечены на многих крупных мировых фотоконкурсах. Один из снимков серии стал обложкой каталога «35Awards 2021». 

 


Александр Макушин «История Сорвиголовы». 2022

Мой подход к съёмкам в основном базируется на принципах минимализма. Жизнь в провинции ограничивает технические возможности, но никто не ограничивает полёт фантазии. Даже в простых условиях можно сделать что-то интересное. Этот кадр из серии, посвященной будням юриста, который становится супергероем по ночам. Сделали буквально на коленке с двумя недорогими постоянными источниками света.

 

 
Александр Макушин. 2020 г. 

Несмотря на то, что основная деятельность – это съёмка женских портретов, когда появляется возможность снимать пары, – занимаюсь этим жанром, активно фотографирую большие коллективы. Одним словом, не ограничиваюсь одним цветом, светом, подходом.

 


Александр Макушин «Елизавета». 2023 г. 

Мне нравится работать с естественным светом и, до 2020 года, подавляющее число фотографий делал исключительно с ним, но потом стал активно изучать студийный свет и смешивать естественный и искусственный.  

 


Александр Макушин «Стив» 2021 г. 

Один из примеров классического студийного портрета. Мне нравится эстетика снимков Энни Лейбовиц и я стараюсь использовать её формулу с применением одного/двух простых источников студийного освещения и лаконичных фонов. Порой даже этого достаточно, чтобы твои снимки выделялись на общем фоне. Разница с первым студийным кадром из 2016 года очевидна. 

 


@ Александр Макушин «Красный прямоугольник». 2020 г.

Александр Макушин
Сайт автора

* * *

Александр Макушин: «Портретная съёмка. Основные правила и технологии жанра». Урок #2
Александр Макушин: «Секреты успешной портретной съёмки». Урок #3
Александр Макушин: «Портретная съёмка. Ошибки в портретном жанре». Урок #4