Дмитрий Купрацевич: «Пейзажная фотография. Советы по съемке». Урок #3




Дмитрий Купрацевич: «Пейзажная фотография. Советы по съемке». Урок #3

В этой части я расскажу, не совсем о секретах, а скорее о важных составляющих съемки пейзажа. 

Подготовка 

Пейзажная фотография — жанр, который очень сильно зависит от погоды. На погоду невозможно повлиять, но, если подготовиться и выбрать правильное время, можно повысить вероятность получения эффектных фотографий. В подготовке к съемке помогают различного рода сервисы и приложения на смартфон. Эти сервисы и приложения можно разделить на группы: 

 — погодные, помогают планировать с учетом облачности, температуры, точки росы и др. (Windy, Yr, Ventusky, Gismeteo, AccuWeather); 

фотографические, помогают учитывать положения Солнца, Луны, а также выбрать нужные параметры для съемки таймлапсов, при съемке с длинными выдержками, треков звезд и др. (PhotoPills, TPE 3D, Sun Surveyor и др.); 

— отдельно выделю приложения, которые используются для ночной съемки и съемки северного сияния (для точного прогноза нужно использовать данные спутника): Night Sky, Star Walk, Aurora Forecast и приложение, которое помогает определить засветку от населенных пунктов — Light Pollution Map; 

картографические, помогают найти нужные точки с учетом рельефа, дорог, троп, примеры (Google Earth, Яндекс.Карты, Maps.Me, Organic Maps и др.); 

сервисы путешественников, это могут быть сайты или приложения по конкретному региону или месту, или общие сервисы помогающие, например, найти транспорт или забронировать гостиницу.


© Дмитрий Купрацевич «Гора Аибга, Краснодарский край».
Canon EOS 6D, 70-200/2.8L | ISO 100, f/11, 1/125 c 

Также к подготовке можно отнести выбор сезона или конкретных дат с учетом местного климата. В этом помогают изучение фотографий в интернете, а также общение с коллегами. Выбор времени суток — достаточно банальное событие для пейзажного фотографа, но некоторые точки съемки наиболее эффектно выглядят утром или наоборот вечером. А если говорить про съемку в горах, этим временем может быть время восхода солнца из-за гор или даже сумерки. 

Снаряжение 

Кроме вполне очевидных камеры и объективов пейзажные фотографы используют дополнительное техническое оборудование: штатив, светофильтры, фоторюкзак. 

Штатив — один из главных аксессуаров пейзажного фотографа, так как часто приходится снимать в условиях недостаточной освещенности. Как правило для пейзажа выбирают штатив под свой рост, часто используют карбоновый штатив для снижения веса. Важно и количество секций, материалы креплений, способ фиксации (цанги или клипсы). 


Кольский полуостров. Реальная съемка пейзажа 

Пейзажные фотографы используют светофильтры, специальные фильтры для придания определенных эффектов фотографии. Чаще всего — это нейтрально-серые фильтры для увеличения выдержки, а также поляризационные фильтры для увеличения контраста и сокращения количества бликов.


© Дмитрий Купрацевич «Мост Васко Да Гама, Португалия».
Canon EOS 6D, Canon 16-35/2.8L + ND 1000 | ISO 100, f/11, 60 c 

И, как правило, пейзажные фотографы используют достаточно объемные фоторюкзаки, в которые нужно поместить дополнительное оборудование, одежду и пр. 

В зависимости от условий поездки к дополнительному оборудованию могут добавится: резиновые сапоги, снегоступы, теплая одежда и обувь, сушилки, термогрелки, дополнительные аккумуляторы, повербанки, термос. Список может быть бесконечным, все зависит от конкретного места, региона, времени года, условий проживания и логистики. 


© Дмитрий Купрацевич «Озеро Эльтон, Волгоградская область.
Canon EOS 5D mark IV, Canon 16-35/2.8L + ND 1000 | ISO 100, f/11, 2 c 

Техника  

Разумеется, фотографами используются фотокамеры и объективы. Выбор камеры важный момент для пейзажа, но не определяющий, гораздо важнее для пейзажа набор объективов. В основном — это широкоугольные и телеобъективы, а также объективы со средним фокусным расстоянием. Причем важны именно фокусные расстояния, максимально открытая диафрагма нужна только для ночной съемки, так как в пейзаже используют «закрытые» диафрагмы, а, например, рисунок размытия боке для пейзажа вообще не важен. 

Широкоугольные объективы (от 11 до 24 мм) используются для пейзажей, где важно показать перспективу и поместить максимальное количество пространство в кадр, а также для ночной съемки.


© Дмитрий Купрацевич «Церковь Святого Якова, Словения».
Canon EOS 5D mark IV, Canon 16-35/2.8L | ISO 100, f/11, 1/10 c 

Объективы со средним фокусным расстоянием, чаще всего 24-70 или 24-105, используются в сюжетах, где есть какой-то объект (человек, здание) на фоне пейзажа, а также для съемки архитектуры (так как это позволяет уменьшить дисторсию по сравнению с широкоугольными объективами).


© Дмитрий Купрацевич «Ямник, Словения».
Canon EOS 5D mark IV, Canon 24-70/2.8L | ISO 100, f/11, 10 c 

Телеобъективы (обычно от 70 до 600 мм) в пейзаже используются для съемки отдаленных объектов, часто применяются для съемки в горах (так как горы при съемке широкоугольным объективом имеют маленький масштаб), а также при съемке архитектуры, так как имеют свойство сжимать перспективу. 


© Дмитрий Купрацевич «Главный Кавказский хребет, Кабардино-Балкария».
Canon EOS 6D, Canon 70-200/2.8L | ISO 400, f/7, 1/250 c

Eще две важные составляющие пейзажной фотографии — композиция и постобработка. Они важны практически для всех жанров фотографии. Поэтому этим аспектам также нужно уделять внимание, как и тем, что я описал выше, а именно: развивать вкус, насмотренность, изучать техники съемки и обработки, много практиковаться и общаться с коллегами для получения обратной связи. 

Дмитрий Купрацевичсайт 

Пейзажная съёмка с Дмитрием Купрацевичем, часть 1
Пейзажная съёмка с Дмитрием Купрацевичем, часть 2
Пейзажная съёмка с Дмитрием Купрацевичем, часть 4